Инфо

Умные машины нашли интеллектуальные дороги

Единственный в своем роде Федеральный форум «Smart Cars & Roads  – цифровая трансформация экосистемы “автомобиль-дорога” в Российской Федерации» состоялся 30 ноября 2017 г. в отеле «Марриотт Москва Гранд». Участниками мероприятия, которое организовала информационная группа  COMNEWS, в партнерстве с ПАО «КАМАЗ» и при поддержке Федерального дорожного агентства, стали 140 специалистов, которые представляли российских и зарубежных автопроизводителей, создателей интеллектуальных транспортных систем, регулирующие органы, провайдеров цифровых услуг, ключевые ассоциации, а также юридические компании, аналитические агентства и прессу.

Серебряным спонсором Smart Cars & Roads 2017 выступила «Компания «ТрансТелКом» (ТТК), а бронзовыми спонсорами - «Аксиома Групп» и HUBER+SUHNER. Форум прошел при участии компаний «Лаборатория умного вождения» и Ericsson, а Rohde & Schwarz развернула выставочную экспозицию.

Наряду с Росавтодором, мероприятие поддержали ассоциации «Автонет», «Цифровая Эра Транспорта», «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), АО «ГЛОНАСС», ГУП «МосгортрансНИИпроект», Союз машиностроителей России, Ассоциация интернета вещей (iotas) и Государственный научный центр ФГУП «НАМИ».

До появления форума Smart Cars & Roads на российском рынке не было мероприятия, которое бы в комплексе рассматривало экосистему «автомобиль-дорога»: одни конференции фокусировались на тематике connected car, а другие делали акцент на транспортной инфраструктуре. Это оценили многие профессионалы рынка. «Наконец-то инфраструктура и автомобиль – вместе, ведь они как братья», - воскликнул с трибуны форума Smart Cars & Roads 2017 вице-президент ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Максим Струкалев.

Форум открыло выступление заместителя начальника Управления научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства Василия Кургузова. Он, в частности, рассказал о ходе проекта «Караван», цель которого – подготовить нормативно-техническую базу и инфраструктуру к движению беспилотных автомобилей в колонне. К июню 2018 г. планируется оснастить для проезда беспилотного автотранспорта участок автодорожного подхода к транспортному переходу через Керченский пролив. Апробация проекта «Караван» на пилотных участках автодорог предполагается примерно в 2020 г. – эти участки появятся на трассах М-7 «Волга» и А-181 «Скандинавия». Оснащение автомобильных дорог общего пользования федерального значения, входящих в международные транспортные коридоры, для повсеместного движения беспилотного транспорта должно быть завершено до 2035 года.

Василий Кургузов отметил перспективность автомобильного маршрута вдоль «Шелкового пути» - из Европы в Китай через российскую территорию. В силу его коммерческой привлекательности, финансирование проекта «Караван» на данном направлении ожидается не только за счет бюджетных средств, но и усилиями частных инвесторов – как российских, так и зарубежных.

Наряду с дорожной инфраструктурой, в России развивается и транспорт. Как рассказал главный конструктор по инновационным продуктам ПАО «КАМАЗ» Сергей Назаренко, стратегия предприятия базируется на понимании того, что вывод на дороги общего пользования автомобилей с системой помощи водителю (ADAS) и постепенная автономизация движения транспортных средств существенно повышает пропускную способность автодорог и безопасность дорожного движения. «Если все автомобили на магистрали будут подключенными, то ее пропускную способность можно повысить в три раза без расширения или строительства дополнительных дорог», - подчеркнул Сергей Назаренко. Поэтому КАМАЗ движется по пути создания автомобилей, подключенных к Интернету. Наряду с преимуществами для владельца транспортного средства (ТС) и водителя, производителю и его сервисной сети подключенность ТС даст возможность детального анализа рекламаций и аргументированного отсева сомнительных претензий, а также сбора статистики эксплуатации в гарантийный и постгарантийный периоды (что явится основой для оптимизации конструкций и модельного ряда автотехники КАМАЗ). Это также позволит КАМАЗу симулировать владельцев ТС к регулярному посещению его официальных сервис-центров и получать прибыль от оперативной работы с клиентами.

Наряду с разработками транспортных средств с элементами искусственного интеллекта и, в перспективе, автономных ТС (от электробусов и грузовых электромобилей для городских нужд до карьерных самосвалов), КАМАЗ готовится и к смене бизнес-модели. По словам Сергея Назаренко, в ближайшем будущем предприятие намерено перейти от поставки транспортных средств к продаже километров пробега или перевозки тонн груза (вплоть до заключения контрактов жизненного цикла) или временной сдаче ТС в аренду (sharing, в том числе и совместное использование грузовиков). Уже в 2018 г. КАМАЗ готовится поставлять в Москву низкопольные городские электробусы общей вместимостью 85 человек по 15-летнему контракту жизненного цикла (он предусматривает передачу КАМАЗу всех функций по ТО и ремонту).

Директор проекта LADA Connect ПАО «АвтоВАЗ» Антон Васильев более консервативно смотрит на развитие новых технологий. В рамках LADA Connect тольяттинский автопроизводитель намерен уже с 2018 г. прямо на конвейере устанавливать на машины функции, которые ныне реализуют сторонние поставщики (например, дистанционный запуск двигателя и возможность с помощью мобильного телефона узнавать о его состоянии). «Мы, конечно, смотрим в сторону предиктивного управления поломками транспортного средства, но порой механики осматривают автомобиль и не могут понять, что произошло, - сообщил Антон Васильев. – Поэтому красивые предсказания типа «через Х дней у вас полетит ступица», о которых любят писать СМИ, пока остаются фантазиями. Ныне дистанционного можно отслеживать разве что объем и состояние моторного масла». Скепсиса в скором появлении в России подключенных автомобилей Антону Васильеву добавляет то, что примерно на половине территории страны отсутствует сотовое покрытие.

По мнению исполнительного директора ассоциации «Автонет» Владимира Колмакова, создание «умных» дорог нужно начинать с городов, так как именно в них по статистике сосредоточено 85% всего автотранспорта страны (а города хорошо охвачены сетями мобильной связи). Он призвал к консолидации рынка автономного, подключенного и электрического транспорта, необходимой в условиях цифровой трансформации экосистемы «автомобиль-дорога». Владимир Колмаков сделал акцент на том, что инвестиции в интеллектуальную инфраструктуру в мире набирают обороты: Китай до 2020 г. вложит в нее $85 млрд, США - $286 млрд до 2030 г., а страны Евросоюза без привязки к точным срокам закладывают на создание интеллектуальной транспортной инфраструктуры $68 млрд. Россия пока не определила объемы инвестиций и не разработала детальных программ в этом направлении, но делать это нужно срочно: согласно аналитическим прогнозам, которые привел Владимир Колмаков, к 2019 г. мировой рынок «умных» магистралей может достичь $28 млрд (при среднегодовом темпе роста 17,4%), а ежегодная экономия от использования беспилотников в грузовом автомобильном транспорте оценивается в $168 млрд.

Как выяснилось в ходе форума Smart Cars & Roads 2017, мнение о том, что в России полностью отсутствует нормативная база по высокоавтоматизированным транспортным средствам, является ошибочным. Старший юрист Dentons Андрей Незнамов напомнил о том, что Россия подписала Венскую конвенцию о дорожном движении с момента ее принятия в 1968 г. При этом 23 марта 2016 г., с подачи Франции, Бельгии и еще нескольких стран, в этот документ были внесены поправки. Так, в нем появилось понятие «системы транспортных средств, воздействующие на способ управления транспортным средством» и четкие указания, при каких условиях они могут использоваться в автомобиле. Любые изменения в Венской конвенции о дорожном движении автоматически становятся законом для подписавших ее государств, включая Россию.

Руководитель направления транспортно-информационных систем и обучения водителей Volvo Group Trucks в России Евгений Долотенко видит препятствия для появления беспилотных автомобилей на общественных дорогах не только в отсутствии нормативной базы, но также в восприятии общества и в технологиях (прежде всего, для взаимодействия автомобилей с инфраструктурой и друг с другом). При этом он не сомневается, что на закрытых территориях (в аэропортах, карьерах, штольнях, заводских и складских площадках) автономные машины начнут работать очень скоро.

Участники Smart Cars & Roads 2017 активно обсуждали злободневную тему об ответственной стороне при нахождении за рулем робота. Андрей Незнамов из Dentons привел в пример Германию, которая в два раза повысила лимит ответственности для высокоавтоматизированных транспортных средств (с €5 млн до €10 млн при причинении вреда жизни и здоровью, и с €1 млн до €2 млн – имуществу). При этом ответственным лицом является водитель такого ТС, которым считается лицо, «активирующее значительно или полностью автоматизированную функцию вождения».

Стратегический аккаунт-менеджер IoT / Cloud по России, СНГ и Восточной Европе Cisco Jasper Леонид Денисов выступил с неожиданным предложением: принять закон, априори признающий беспилотных автомобиль невиновным при любом ДТП. Он подкрепил эту идею положением Морского права, согласно которому экраноплан (оборудованный красным проблесковым маячком) при посадке на воду имеет преимущественное право и может сесть на любое плавсредство, поэтому любые лодки или катера, завидев летающую двухтонную махину, стремительно движутся подальше от нее.

Такое особое положение беспилотных автомобилей могло бы расшить проблему, которую прогнозирует руководитель транспортной компании Traft Артур Мурадян: «Проблема для беспилотников – не дороги, а дураки: как только первые такие автомобили выйдут на дорогу, наши люди начнут их обгонять и подрезать, чтобы посмотреть, как те будут реагировать». Сам Артур Мурадян видит более мягкий вариант легализации робота за рулем: приравнять его к водителю-ученику – с этой инициативой выступает ассоциация «ПравоРоботов» (в которую входит и Traft).

Наряду с описанными темами, участники форума Smart Cars & Roads 2017 обсудили вопросы развития отечественного производства автосенсорики, каршеринга, цифровых платформ для автострахования и помощи на дороге, создания приложений на базе системы «ЭРА-ГЛОНАСС», перехода на электронные паспорта транспортных средств, цифровых сервисов в транспортно-логистической сфере, готовности участников экосистемы к взаимному обмену данными и многие другие.

Обилие и высокая актуальность обозначенных вопросов и проблем позволят существенно расширить программу форума Smart Cars & Roads 2018, который состоится в Москве в ноябре следующего года.



Информационная поддержка